Обычно дискуссии о качествах имеющихся в нашем распоряжении звуковых технологий ограничиваются противопоставлением "аналог-цифра". Из-за этого прогресс, достигнутый за последнее время в области аналогового звука, постоянно игнорируются. Известная немецкая компания SPL не хочет с этим мириться и активно развивает направление, условно называемое "аналог с цифровым управлением". Эквалайзер PQ 2050 - первая модель в новой серии High-Gain - предназначен специально для мастеринга и отвечает гораздо более высоким, чем обычно, требованиям к функциональным возможностям и качеству звучания. В этом приборе - аналоговый звуковой тракт, в схеме которого применяются современные решения и компоненты, и цифровое управление с соответствующим пользовательским интерфейсом. Функционально это полностью параметрический двухканальный пятиполосный эквалайзер c октавным перекрыванием полос. Полосы обозначены как LF (10…214 Гц), LMF (35…680 Гц), MF (340 Гц…6,6 кГц), HMF (780 Гц…15 кГц) и HF (1,6…31,5 кГц). Диапазон уровня усиления/подавления изменяется от ±0,1 до ±11,5 дБ, причем при работе в диапазоне от 0 до ±2,5 дБ предлагается более детальное разрешение. Очень важная особенность PQ 2050, не встречающаяся в сопоставимых по схемотехнике эквалайзерах, -наличие сразу двух фундаментальных рабочих режимов: постоянной и пропорциональной добротности (Constant Q и Proportional Q). Попутно следует отметить, что каждый фильтр реализован в виде отдельной монтажной платы, и каждая полоса может быть включена независимо от других. Платы не суммированы, так что сигнал проходит только через активизированные фильтры. В режиме Proportional Q добротность регулируется от 0,01 до 2,7, а в режиме Constant Q - от 0,9 до 20. Согласитесь, необычно широкий диапазон регулировки - как раз для мастеринга. Аналоговый тракт PQ 2050 построен на схемах SUPRA-OpAmp, выполняющих функции операционных усилителей, но собранных из дискретных элементов. Их особенность - работа в классе А и использование рабочего напряжения 120 В. Именно этот фактор обеспечивает соотношение "сигнал/шум" 112 дБ при запасе по перегрузке приблизительно +34 дБ. Несложно вычислить, что динамический диапазон устройства приближается к 150 дБ. В практическом смысле это означает, что даже при экстремальных значениях параметров фильтры не перегружаются, можно работать с сигналом высокого уровня и не заботиться об изменении коэффициента усиления. Что касается пользовательского интерфейса PQ 2050, он удобен не только тем, что расположенные на лицевой панели аналоговые потенциометры моторизованы, но и тем, что их положения могут фиксироваться в пресетной памяти устройства. Применение цифрового управления (именно управления, а не регулировки) позволяет через дисплей, расположенный в центре лицевой панели, визуально контролировать текущие системные параметры, а также объединять регуляторы как двух каналов одного PQ 2050 (в том числе только по выбранным частотным полосам), так и нескольких приборов - в целях многоканальной обработки. В последнем случае производитель рекомендует использовать дистанционный пульт, по внешнему виду идентичный лицевой панели PQ 2050, и позволяющий работать одновременно с четырьмя устройствами. PQ поставляется с внешним линейный источник питания с участием тороидальный трансформатор для оптимального качества звука и резко сократить нарушения индуктивной / помеха.
Нелинейные искажения: