Гобои
Гобои

Одним из важнейших свершений инструментальной реформы (наряду с изобретением в XVI в. фагота) явилось возникновение гобоя. Гобои появились во Франции в результате реконструкции старинного шалмея — сопранового представителя семейства двухязычковых деревянных духовых. Уже первоначальный вид гобоя был весьма близок к современному. О времени рождения инструмента можно судить лишь приблизительно. Многие исследователи говорят о 50-х годах XVII столетия, приводя примером первого использования гобоя оперу «Помона».

Наиболее вероятно, что гобои развились где-то между 1610 и 1640 годами во Франции. Это развитие, скорее всего, получилось в результате коллективных усилий большого количества мастеров и исполнителей. Они старались улучшить старинный шалмей. Его резкость наряду с монотонностью и неуправляемостью противоречили требованиям новых «шагов» оперной и камерной музыки.

Достаточно скоро стало возможным купить гобой. Его канал сохранил коническую форму, но диаметр его стал уже. Сузились и игровые отверстия. Все это обеспечило сравнительную устойчивость интонации и улучшило тембр верхнего регистра. Составной (из трех колен) ствол позволил точнее настраивать инструмент. Изменения коснулись и раструба — он стал более узким, коническим. Семь игровых отверстий расположились на лицевой стороне ствола. Из них третье и четвертое в большинстве случаев были двойными. Такое дублирование вызывалось опять-таки произвольным положением рук исполнителя — использовался либо тот, либо другой, и оба они являли собой, по сути дела, один парный клапан «es». Таким образом, хотя на стволе гобоя располагалось три клапана, инструмент в действительности имел лишь два, из которых один был дублирован. Чтобы лучше прочувствовать богатую историю данного инструмента, предлагаем купить гобой, выбрав модель из каталога магазина Muzikant.Ua.